Особенностью наших торжеств можно назвать работу трех площадок, с помощью которых наши гости могли погрузиться в годы своей молодости.
Расходились все в прекрасном настроении и с чувством ностальгии по школьным годам, которых не вернуть никогда.
Родная школа, успехов тебе и твоим ученикам на долгие годы!
Старейшая школа правобережья
Старейшей школе правобережья Красноярска № 40, в этом году ей исполняется 80 лет. В настоящее время это общеобразовательный лицей № 11. История школы бережно хранится в школьном музее, который называется «Моя малая Родина». Мир вещей, собранных в музее, помогает ребятам проще представить себе, как жили и учились их дедушки и бабушки в далекие 40-е, 50-е и шестидесятые годы.
Предлагаем совершить вместе с нами небольшую экскурсию по нашему музею! У нас на стенде хранится пригласительный билет, на котором написано, что открытие школы № 40 «Красмашвагонстроя» состоится 18 сентября 1935 года. Именно так это и было: нашу школу строили одновременно с будущим заводом «Красмаш», его жилыми массивами (участками): на этой территории жили работники завода, а, значит, были и дети.
С чего все начиналось?
На первом стенде музея представлены основные вехи развития школы, первые директора, первые ученики, правофланговый пионерский отряд. Весь свой путь она прошла вместе с районом: и трудные годы становления, когда на правобережье было всего два кирпичных здания – Авиадом да сороковая школа, а вокруг пустырь и поля картошки. Связь с центром города была весьма условной и не очень скорой - летом по понтонному мосту, зимой по льду через Енисей. Правда, была еще мотаня ( мини-электричка от Райтэц до Авиадома) и электропоезд «Ученик», который возил правобережных жителей в «город», на левый берег.
Школа прошла испытания войной, когда учились в три и четыре смены, кроме своих учащихся, ученики 46-й школы, которая была занята под эвакогоспиталь. В нашей школе тоже размещали раненых, для этого было отгорожено кирпичной стеной правое крыло. Вход в госпиталь был только со двора. Здесь же начинал свою деятельность машиностроительный техникум, здесь же располагалась вечерняя школа (ШРМ) и кинотеатр. В школьном музее Гимназии №11(бывшая школа 48) хранится ксерокопия статьи из газеты «Сталинец» за 1936 год. В ней говорится об открытии этой школы и о том, что 1 сентября после уроков все пошли смотреть кино к нам, в школу 40. Обе эти школы строило мощное градообразующее предприятие Красмашвагонстрой.
Школа была в прямом смысле слова центром культурной жизни микрорайона – здесь были и кинозал, и клуб с оркестром народных инструментов, настоящим театром. А перед школой рядом с памятником Кирову, в течение длительного времени проходили районные демонстрации. Во дворе, прямо рядом со зданием школы, был еще один памятник - М.Ю. Лермонтову, которого давно уже нет. Он сохранился лишь на фотографиях.
Пионеры и октябрята. Признание
В витрине представлена идеологическая работа в школе - пионерия, комсомол и самые юные ленинцы – октябрята. Когда дети были еще первоклашками, в конце первой четверти лучших из них принимали в октябрята, и они получали почетное право носить октябрятскую звездочку.
В четвертом классе их принимали в пионеры и повязывали красный галстук. Они становились членами пионерской дружины и ходили на сборы с непременными атрибутами пионеров – горном и барабаном, пели пионерские песни, говорили хором речевки. Пионерский отряд нашей школы носил имя командарма С.М. Буденого и был правофланговым, значит, передовым.
Вот что писали в газете «Красноярский рабочий» в 1948 году: « …Так, в самой крупной в крае средней школе № 40 Кировского района педагогический коллектив сумел добиться резкого снижения числа неуспевающих учеников. Это плоды неустанного труда учителей, их постоянной помощи отстающим, повышения качества уроков, серьезного контроля над работой педагогов со стороны руководителей школы.»
Старания педагогов и учащихся школы неоднократно отмечались приказами по городскому отделу образования, грамотами, а переходящее красное знамя района подолгу находилось в стенах школы.
Идеология
Вся работа в школе – и учебная, и воспитательная, была очень идеологизирована. Это значит, что на любом уроке, включая математику, биологию и прочее, учитель обязан был пропагандировать советский образ жизни и руководящую роль коммунистической партии.
«Ученики старших классов НСШ №36 проявили тягу к политике и принимали активное участие в подготовке к выборам в Верховный совет СССР и РСФСР. Однако значительная часть учащихся недооценивает коммунистическое воспитание через предмет.»
Подобные нарекания поступали и в адрес учителей-предметников:
"Учительница биологии ИСШ №21 товарищ Белорезвенных на хорошем уроке о выведении новых сортов растений путем искусственного оплодотворения, говоря о Мичурине, не подчеркнула, что великим садоводом он стал в Советской стране, а в царской России он был в загоне. Не подчеркнула классовую разницу между творческой, революционной работой Мичурина, направленной на улучшение благосостояния широких народных масс, и капиталистическим экспериментатором Бер-Банком, поставщиком пикантных деликатесов на стол миллионеров-буржуа. Таким образом, на уроке не было политической заостренности в освещении материала, материал не было использовано в целях усиления чувства ненависти к капиталистическому миру и чувства любви к Родине”
К этому уместно добавить некоторые упражнения по русскому языку из школьной тетради 1954 года. Учащимся предлагалось написать в тетрадях несколько слов в качестве примера для изучения орфографии. Однокоренные слова: следователь – подсудимый – следопыт – следы; осужденный – суд - судья; вина – обвинитель виноватый.
Или такой текст для диктанта: “ Владимир Ильич Ленин призывал трудящихся к повышению революционной бдительности и беспощадной борьбе с врагами нашего государства.»
Летом 1941 года, в самом начале войны немало выпускников и педагогов добровольцами ушло на фронт, а оставшиеся трудились за троих: старались хорошо учиться, работали на полях, чтобы прокормиться самим и помочь раненым в госпитале. А сколько за годы войны связано рукавичек и носков, сколько сшито кисетов и отправлено на фронт! Наш выпускник Александр Ермаков стал летчиком-штурмовиком, настоящим боевым ассом. Он погиб в мае 45-го в небе Польши. Ему посмертно было присвоено звание Героя советского Союза и наш лицей носит его имя.
Много замечательных педагогов трудилось в нашей школе, а скольким выпускникам за 80 лет она дала путевку в жизнь! Трудно всех перечесть.
Из директоров наиболее яркие, запоминающиеся личности - Тамара Петровна Братухина, работавшая в школе с 1942 по 1948 гг., и Иван Александрович Автушко, проработавший в школе без малого тридцать лет, с 1948 по 1978 гг.
Т.П. Братухина была репрессирована, затем через два года реабилитирована и работала в нашей школе в военные и послевоенные годы. Годы ее работы знаменательны организацией литературных маскарадов, спектаклей, которые на всю жизнь врезались в память учеников школы. Об этом написала в своей книжке «Сказочные годы» выпускница школы Людмила Сергеевна Еремеева.
Она много и охотно сотрудничает с нашим музеем. В частности, передала коврики, сделанные ее родственницей Фаиной Георгиевной Ермолаевой, которая ушла на фронт вслед за мужем-фельдшером и не вернулась. Но дело ее теплых рук осталось и согревает нас своим теплом. Есть и еще один настоящий музейный экспонат - плюшевый мишка, с которым играло четыре поколения Еремеевых.
Ивана Александровича Автушко вспоминают добрым словом все многочисленные выпускники школы 40. Он был предан своему делу не на словах, а на деле. Он знал не только всех своих учеников по имени и фамилии, но и какая у кого семья и кто родители.
Представлена здесь и тетрадка по математике, сохранившаяся с 1935 года в память о любимом учителе В.А. Сиротинине. Есть и почетные грамоты нашим выпускникам, и книги, подаренные за отличную учебу и примерное поведение.
Все пришедшие в музей обращают особое внимание на парту, стоящую посередине. За этой или подобной партой сидели еще наши бабушки и дедушки. Она очень удобна для всех учащихся от мала до велика. Сидя за ней, многие посетители музея любят фотографироваться на память.
С 1997 года школу возглавляет директор Галина Григорьевна Толстоногова. В 2004 году школа стала лицеем, а в 2005 приобрела статус федеральной площадки за реализацию проекта «Воспитание успешного человека». Это ко многому обязывает. Прежде всего, к тому, чтобы мы могли отвечать требованиям сегодняшнего дня.
Аллея славы
Перечень юбилейных мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1.
|
Юбилейная «Минута славы» |
23 октября 15:00 |
Шинкарева И.П. |
2.
|
Музейные уроки
«История лицея» |
октябрь-ноябрь |
Подборская О.Л. |
3.
|
Спортивные соревнования на кубок лицея |
ноябрь |
Новокрещенов Д.М.
Романенко Д.В. |
4.
|
Конкурс рисунков
«Мы тебя любим, лицей!» |
октябрь |
Лашкевич В.Ф.
Жданова Н.А. |
5.
|
Конкурс сочинений,
проектов «Моя семья и школа №40» |
октябрь-ноябрь |
Подборская О.Л.
Семенова С.Л. |
Юбилейная неделя |
6.
|
Торжественный вечер, посвященный юбилею лицея
(Актовый зал, ул. Академика Вавилова, 37) |
24 ноября
17-00 |
Семенова С.Л.,
Торопова Е.А.,
Пикалов С.В.,
Подборская О.Л. |
7.
|
Торжественный прием у директора
(Актовый зал начальной школы, ул. Базарная, 172) |
25 ноября
15-00 |
Лакис Н.В.,
Торопова Е.А.,
Пикалов С.В. |
8.
|
Вечер встречи выпускников 40-х – 90-х годов
(ул. Академика Вавилова, 37)
Начало работы площадок Праздничный концерт |
26 ноября
17-00 18-00 |
Подборская О.Л.,
Паранкевич П.М. |
9.
|
Вечер встречи выпускников 2000 – 2015 годов
(ул. Академика Вавилова, 37) |
27 ноября
18-00 |
Шинкарева И.П. |
Память в фотографиях
Воспоминания выпускников разных лет