С 2006 года на базе МБОУ Лицей № 11 реализуется проект «Дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями». Эффектом реализации этого проекта стал факт перехода детей-инвалидов в наше учебное заведение для получения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Таким образом, в лицее увеличилось число детей, получающих образование на дому, число детей-инвалидов, желающих посещать уроки в лицее, число детей с ОВЗ.
На сегодняшний день в лицее сложились следующие формы обучения детей с ООП:
- обучение детей с ОВЗ по адаптированным программам в общеобразовательных классах;
- посещение уроков с индивидуальными занятиями – ребенок отказывается от надомного обучения, а индивидуальные занятия помогают ликвидировать пробелы в знаниях надомное обучение – традиционная форма;
- надомное обучение с посещением уроков – на отдельные уроки ребенок приходит в класс;
- дистанционное обучение (дополнительное образование) для детей, получающих базовое образование в школах по месту жительства;
Обучение детей с ОВЗ по адаптированным программам в общеобразовательных классах форма новая, и поэтому самая актуальная. В ходе ее реализации возникает много сложностей у всех участников образовательного процесса.
Традиционная форма надомного обучения тоже претерпела изменение: приоритетом стало формирование у школьника различных видов учебной деятельности.
Изучение индивидуальных учебных возможностей ребенка-инвалида каждым учителем относительно собственного предмета, выявило основную причину трудностей этих детей в обучении, независимо от возраста. Оказалось, что при наличии различных заболеваний, особенностей памяти и внимания, причина была одна: ограниченный запас доступных видов УУД: пересказ текста, ответы на вопросы по тексту, действие по образцу. Неотъемлемой частью обучения на дому стало применение информационных технологий и on-line занятий. В случае повышенной утомляемости ребенка, урок делится на 2 части: занятие на дому (25-30мин) и 10-20 минут on-line занятие по согласованию с родителями. Проведение таких занятий в разные дни, позволяет не только избежать переутомляемости, но и приведет к лучшему запоминанию и усвоению изученного материала за счет меньшего промежутка времени между занятиями.
На наш взгляд, согласованные действия всех педагогов по формированию новых для ребенка видов УУД, позволит не только повысить успеваемость по предмету, но и обеспечить эффективность обучения за счет выбора ребенком оптимальных для него видов учебных действий в конкретной ситуации, а также позволит ему успешно продолжить обучение в иных условиях: в классе, дистанционно и т.д. Что и имело место в условиях нашего лицея.
Подтверждением данного предположения служат высокие результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ выпускниками лицея и дальнейшее обучение их в вузах.
Переход на инклюзивное образование - процесс длительный и требует большой подготовительной работы. На наш взгляд, такой предварительной подготовкой могут оказаться следующие формы организации обучения детей с ООП: надомное обучение с посещением уроков – на отдельные уроки ребенок приходит в класс, посещение уроков с индивидуальными занятиями – ребенок отказывается от надомного обучения, а индивидуальные занятия помогают ликвидировать пробелы в знаниях. В этот период проходит адаптация ученика к школьной жизни.
Дистанционное образование, как форма дополнительного образования, способствует формированию у школьника учебной самостоятельности: организация рабочего времени и пространства.
Наряду с формированием познавательных и регулятивных учебных действий, эта форма создает условия для формирования коммуникативных учебных действий. Форумы, учебные диалоги и конференции дают возможность участникам сравнить и обсуждать результаты своей работы с результатами других, поделиться своими впечатлениями. Практика показала, что впоследствии обмен впечатлениями на форумах часто перерастает в личную, продолжительную переписку или общение в Skype.
Приобретя опыт работы дистанционного обучения, ребенок увереннее чувствует себя, активнее принимает участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Нельзя говорить об обучении ребенка с ООП в общеобразовательном учреждении, не выделив отдельной составляющей подпрограмму социализации, целью которой является создание эффективной системы включения детей с ООП в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации
В рамках реализации этой подпрограммы, помимо организации дистанционных мероприятий, принимаю активное участие в реализации лицейского проекта «Вместе учимся милосердию». Суть проекта сводится к проведению различных мероприятий, в которых принимают участие три группы детей: дети-инвалиды, дети – помощники и дети-хозяева мероприятия. Тематика таких ежемесячных мероприятий различна, но организация очень похожа. В результате мероприятия-праздника, дети-хозяева чему-то обучают приглашенных: лепить, танцевать, рисовать, правилам дорожного движения и т.д. Помощники – это ученики лицея, которые помогают детям-инвалидам. Помощники участвуют в таких мероприятиях на протяжении длительного времени с ними хорошо знакомы, они помогают в передвижении, в выполнении заданий и т.д.
По окончанию мероприятия у каждого участника на память остается сувенир, который он изготовил. Такая организация живого общения позволяет детям, редко выходящим из дома, чувствовать себя более комфортно в незнакомой обстановке.
Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями имеют возможность свободно общаться и развиваться вместе со своими сверстниками в условиях, которые гарантируют ему поддержку, уважение, возможность самореализации и активного участия в жизни общества. Наша программа направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем.
Обучение детей с ООП невозможно без психолого-медико-педагогического сопровождения.
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения включает в себя:
- работу психолого-медико-педагогического консилиума;
- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- организация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ – программа образования ребенка с ООП, включающая весь комплекс образовательных и коррекционных услуг, включая учреждения дополнительного образования, спортивные учреждения и мероприятия медико-коррекционного направления.);
- организация педагогического взаимодействия.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ООП в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Одним из основных механизмов реализации программы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов лицея, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
МАОУ Лицей№11 взаимодействует с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины:
- Городская и краевая ПМПК – определение программы обучения для детей с ОВЗ, консультации для родителей и педагогов
- МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования №7» и «Центр диагностики и консультирования №8 Эго» – консультации для родителей, коррекционно-развивающие занятия.
- Городская детская поликлиника №2 городской клинической больницы №5 (Западная 3А).
Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
|