Лицей № 11 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 11" города Красноярска
660025, ул. Вавилова, 37; тел. (391) 213-29-61; тел. (391) 268-74-74; e-mail: lyc11@mailkrsk.ru

Логин:Пароль: 

Наша история

Календарный график

 ПРИЕМ В 1 КЛАСС

Управление образования Кировского района города Красноярска

 

Поиск пропавших без вести летчиков-перегонщиков, начатый на красноярской земле, не заканчивается. По итогам этой работы в газете "Красноярский комсомолец" в 1983 году были опубликованы материалы "Без вести пропавших ждут всегда" и "Над ними высокое небо", в основу которых легли факты, связанные с предыдущим поиском, где наряду с другими свидетельствами был опубликован список пропавших без вести летчиков-перегонщиков. Он был составлен Центральным архивом Министерства гражданской авиации по выпискам потерь 1-й перегоночной авиадивизии и содержал далеко не полные сведения, однако ясно давал понять, что поисковая работа должна вестись одновременно на всех участках трассы от Чукотки до Красноярска. Сейчас многие из этого списка уже найдены. Среди них - экипаж капитана С. А. Лобарева в составе штурмана капитана М. К. Ершова и стрелка-радиста В. Н. Нечепуренко, которые пропали без вести на участке Якутск-Киренск 24 марта 1943 года,- в настоящее время захоронены в городе Киренске; а также экипаж заместителя командира эскадрильи 7-го перегоночного авиаполка старшего лейтенанта В. Г. Лесных в составе штурмана 7-го перегоночного авиаполка С. А. Сивельгина и воентехника первого ранга Г. Г. Ведмицкого. Они пропали без вести на участке Сеймчан-Якутск в районе Верхоянского хребта 21 мая 1943 года - в настоящее время захоронены в поселке Тополиный.

Установлены места гибели других перегонщиков на других участках трассы. Среди них - экипаж старшего лейтенанта И. И. Заломина, который, как выяснилось, не входил в состав группы летчиков-истребителей, а перегонял средние бомбардировщики А-20 "Бостон". На самолете такого типа с заводским номером 253862 он вылетел из Киренска в Красноярск 12 июля 1943 года в качестве пилота и командира корабля и к месту назначения не прибыл. В тот трагический день 12 июля 1943 года из группы перегоняемых бомбардировщиков типа А-20 было потеряно сразу два самолета - с экипажем старшего лейтенанта Заломина и лейтенанта Иванова.

Через месяц в районе Усть-Кута местные жители обнаружили сгоревший самолет, по предметам на месте катастрофы было установлено, что там погиб экипаж лейтенанта Иванова. По документам удалось установить, что здесь погибли летчик Георгий Михайлович Иванов и стрелок-радист Георгий Николаевич Шабуров, которые специальной комиссией были похоронены на месте. С тех пор усть-кутяне свято чтут память погибших перегонщиков. На их могиле установлен скромный обелиск, куда регулярно приходят ветераны войны, молодежь.

В 2000 году на месте катастрофы в районе деревни Каймоново побывал иркутский сводный поисковый отряд, который обнаружил фрагменты среднего бомбардировщика американского производства А-20 G с бортовым номером AF 42-53862. Это настоящая находка! Долгожданная. Нет никаких сомнений, что этот самолет имеет прямое отношение к воздушному мосту Аляска-Сибирь. И пилотировал его не кто иной, как старший лейтенант И. И. Заломин, который вместе с другим членом экипажа И. А. Максимовым вылетел из Киренска в Красноярск и пропал без вести 12 июля 1943 года, - это подтверждает прежде всего номер боевой машины, который совпал с архивными данными. В настоящее время фрагменты этого самолета хранятся в музее города Иркутска.

Из общего списка потерь по трассе АЛСИБ остается не найденным заместитель командира авиаэскадрильи 5-го перегоночного полка Григорий Петрович Чуйко. Он управлял самолетом типа Р-39 «аэрокобра».

Поиск продолжается.



Красноярск, 2005 - 2025