К 65-летию трассы «Аляска - Сибирь»
Так называется проект школьного музея лицея № 11 Кировского района. В апреле 2007 года мы выиграли грант в конкурсе компании Русал «Шагни за горизонт». Изучением трассы АЛСИБ мы с ребятами занялись три года назад с установки мемориальной доски на Авиадоме. С каждым годом мы входим в тему все глубже, что выводит нас на новые подробности малоизвестных страниц Отечественной истории, новые, интересные контакты.В частности, по документам и книгам мы нашли ранее не известные имена летчиков-перегонщиков, погибших в Красноярске. И надеемся, что в скором времени на Троицком кладбище будут установлены мемориальные плиты в их честь, а 6-7 октября мы проводим межрегиональную научно-практическую конференцию по теме трассы и ждем гостей из Москвы и Иркутска.
Первые американские истребители, прибывшие по перегоночной трассе в Красноярск 16 ноября 1942 года, сразу были отправлены на Сталинградский фронт. Двойное превосходство там немцев в воздухе вскоре было ликвидировано поставками американских боевых самолетов.
Это было долгожданное событие для всей нашей страны. Накануне велись длительные и очень нервные переговоры между высшими должностными лицами СССР и США. Сталин был вынужден просить помощи у США, не скрывая отчаянного положения на фронте. После малоприятной беседы с генералом Брэндли, он направил президенту США очередное послание:
"...мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов- истребителей современного типа (например, "Аэрокобра"). Следует иметь в виду, что самолеты "Киттихаук" не выдерживают борьбы с нынешними немецкими истребителями.
Что касается положения на фронте, то Вы, конечно, знаете, что за последние месяцы наше положение на юге, особенно в районе Сталинграда, ухудшилось из-за недостатка у нас самолетов, главным образом, истребителей. У немцев оказался большой резерв самолетов. Немцы имеют на юге минимум двойное превосходство в воздухе, что лишает нас возможности прикрыть свои войска. Практика войны показала, что самые храбрые войска становятся беспомощными, если они не защищены от ударов с воздуха".
Рузвельт отвечал:
"Я изучаю все возможности увеличения количества истребителей, поставляемых Советскому Союзу. В октябре мы отправили Вам 276 боевых самолетов, и делается все возможное, чтобы ускорить эти поставки."
АЛСИБ начал бесперебойную работу, не требовавшую, видимо, в дальнейшем вмешательства глав государств-союзников по антигитлеровской коалиции.
Конвейер перегонки был запущен.
Вот какую оценку американским поставкам дает маршал Г.К. Жуков:
«Сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».
(Из донесения председателя КГБ В. Семичастного — Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н.Я. Маршалы и генсеки. М., 1997. С. 161-162).
Многие красноярцы старшего поколения помнят американскую тушенку, которая спасла от голодной смерти не одну тысячу наших соотечественников, кожаные пальто, ботинки и многое другое. На строящихся и эвакуированных заводах ( «Красмаш», «Сибтяжмаш», «Аффинажный завод» и др.) с нетерпением ждали из Америки оборудования, станков и пр.
Как это было
В отличие от четырех других полков дивизии, личный состав которых повезли в Красноярск эшелоном по железной дороге, "1-й полк доставили туда в середине сентября транспортными самолетами Ли-2 и Си-47. На этих же самолетах авиаторы 1-го полка прибыли к месту постоянной дислокации - на аэродром Ладд-Филд города Фербенкс на Аляске. Гостеприимно встреченные союзниками, разместились в казармах местной авиабазы.
7 октября 1942 года первая группа из семи истребителей Р-40 "Киттихаук", пилотируемая летчиками 1-го полка, вылетела из Фербенкса курсом на Ном. Вел ее на своем бомбардировщике Б-25 с эмблемой "Белый медведь" командир 1-й перегоночной авиадивизии и начальник Красноярской воздушной трассы полковник И. П. Мазурук, известный полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор. С трудом пробив многослойную облачность, истребители с подвесными бензобаками перелетели Берингов пролив и приземлились в Уэлькале. Там эстафету приняли летчики 2-го полка.
Трагедия в Красноярске
Когда книга «Небо без границ», рассказывающая о трассе, была уже в наборе, пришло письмо от бывшего командира 4-го перегоночного авиаполка, бывшего председателя секции «АлСиб» Российского комитета ветеранов войны В.П. Перова.
«Еще я не рассказал вам самую трагическую историю, приключившуюся в самом начале перегонки. Первую партию истребителей «Киттитаух» начала перегонять из Якутска моя эскадрилья в составе 10 человек. Лидировал группу полковник В.В. Фокин, заместитель И.П. Мазурука.
... Поднялась наша группа с аэродрома в Киренске при хорошей погоде, но после Усть-Кута она резко ухудшилась. Пошла низка облачность. Лететь приходилось на бреющем полете, временами в густых снегопадах, прижимаясь к самому хвосту лидера. На наше счастье, после Канска погода начала улучшаться, и Красноярск встретил нас хорошей погодой. Мы благополучно уселись и сдали самолеты военной приемке.
Утром следующего дня мы должны были на «Дугласе» вылететь обратно в Киренск-Якутск. Собрались на аэродроме большой группой. Был чудный, солнечный, прозрачный день. На аэродроме стояло два самолета – один Ли-2, который должен быть везти эскадрильи летчиков-истребителей в Киренск к месту базирования, (5-й перегоночный полк) и второй самолет – новый американский «Дуглас» СИ- 47, предназначенный везти мою эскадрилью обратно в Якутск.
Первым, погрузив людей, запустил двигатель самолет ЛИ-2. Поскольку было раннее утро, кроме наших двух, самолетов на аэродроме больше не было.ЛИ-2 пошел на взлет прямо до стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на Восток. Подлетая к нашей стоянке, т.е. к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он перешел резко в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю, почти точно в то место, откуда только что ушел на взлет.
Это было в 30-40 метрах от нашей стоянки. Машина сразу вспыхнула, ведь в ней была полная заправка – 3 100 литров бензина. Полыхала так, что даже около нашего самолета было стоять жарко.
Вот так страшно была омрачена радость первой сдачи самолетов в Красноярск. По непонятным причинам погиб фронтовой летчик Барков и унес с собой почти 30 человек. Заместитель Мазурука Фокин остался расследовать катастрофу, а я со своей эскадрильей тут же вылетел в Якутск на СИ-47.» Это произошло 17 ноября 1942 года.
Погибли настоящие боевые летчики, которых отозвали с фронта в Иваново, где они были обучены летать на американских машинах, но по какому-то злому року все они погибли на аэродроме в Красноярске, не долетев до места назначения. Их было двадцать человек. На памятнике около братской могилы на Покровском кладбище г. Красноярска написано:«Погибшим воинам-летчикам, 1941-1945 гг». Других надписей на памятнике нет. Да это и не удивительно, ведь трасса и все, что с ней связано, было строго засекречено вплоть до 1992 года.
Думаем, что в год 65-летия открытия авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» участники ее достойны того, чтобы их родственники знали, где покоятся останки их отцов и дедов.
Нас волнует и еще одна тема: почему в Красноярске, где располагался начальный и конечный пункт авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь», до их пор нет памятника героям «АлСиба»? Именно здесь зарождалась полярная авиация, отрабатывались маршруты к Северному полюсу, подолгу жили такие легендарные личности, как Г.Т.Побежимов, И.П.Мазурук, В.М. Молоков, другие достойные люди. Без их героического труда не были бы проложены Северные трассы, не был бы освоен Север, который сейчас дает миллиардные доходы.
Место для него долго искать не нужно – это строящаяся Взлетка, где находились взлетно-посадочные полосы для самолетов, перегоняемых из Аляски.
Но это уже тема другого проекта.
Календарный план проекта.
№ |
Мероприятие по проекту |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1 |
Сбор информации о секретной трассе. Работа с историческим материалом.
Выход на партнеров проекта. |
май-июнь |
Инициативная группа. |
2 |
Подготовка к экспедиции (предварительная поездка к месту падения самолета
в Ирбейский р-н) |
июнь |
Руководитель, члены
Совета музея.
|
3 |
Проведение экспедиции. |
1-10 июля |
Участники, члены Совета, зам. руководителя, приглашенные специалисты. |
4 |
Обобщение материалов экспедиции, работа над сайтом. |
15-30 июля |
Руководитель, Совет музея |
5 |
Подготовка выставки, посвященной трассе «АлСиб» «О чем молчала тайга». |
август |
Инициативная группа |
6 |
Оргвопросы по проведению конференции ( рассылка приглашений, подготовка
пресс-релизов, аренда помещения и пр.) |
сентябрь |
Зам. рук-ля, инициативная группа |
7 |
Открытие выставки. |
28 сентября |
Руководитель, инициативная группа. |
8 |
Проведение научно-практической конференции по теме: «Cекретная трасса
«Аляска-Сибирь» |
начало октября |
Совет музея. Руководитель, Совет музея |
9 |
Подготовка материалов по итогам конференции, заказ сборника в типографии. |
15 октября |
Руководитель музея, заместитель рук-ля. |
|